Задача по ликвидации ветхого и аварийного жилья поставлена на федеральном уровне, но для Якутии она имеет особое значение. Наша республика на момент начала реализации программы была в печальных лидерах по объему «авариек» — около 16% жилого фонда. Только за год этот показатель удалось сократить почти до 14%.
И если нам нужны примеры, как идет процесс, то здесь лучше посмотреть на районы, а не на Якутск, ведь столица всегда была лидером по строительству. Возьмем Нерюнгринский район, где долгие годы о новых домах даже не мечтали.
Работы так много, что?рук не хватает
Необходимо сразу поставить акцент на том, что часто уже уходит на второй план, — основная задача состоит в ликвидации ветхого и аварийного жилья, в переселении граждан из разваливающихся домов, годных только под снос. Строительство здесь является только одним из инструментов достижения цели. Еще один инструмент — выделение средств для выкупа квартир на вторичном рынке, причем в некоторых районах, в том же Нерюнгринском, он пока остается основным.
Но сначала все-таки о строительстве. В Нерюнгринском районе до сих пор была только одна новостройка — жилой дом в Чульмане. История этого долгостроя отдельная тема, ворошить которую сейчас даже не хочется. Главное, что благодаря активной реализации программы переселения объект реанимирован и 48-квартирный дом может быть сдан уже в этом году.
Что касается собственно программы по аварийным и ветхим, то по ней в этом году в Чульмане должно начаться строительство сразу трех домов. Конкурсы на земельные участки уже проведены, ведутся подготовительные работы.
Что же касается столицы района Нерюнгри, то здесь ведется строительство двух 60-квартирных домов. Событие в новейшей истории города эпохальное, надо надеяться, что с этих многоэтажек начнется обновление всего жилого фонда угольной столицы республики. Однако они чуть не стали объектами весьма нелицеприятной истории, где фигурировал конфликт районной и городской администраций, грозящий превратить новостройки в долгострой, причем даже не прошедший этап оформления документов.
Разрешил ситуацию чуть ли не самолично Егор Борисов. Сроки сдачи домов оттянулись на конец этого года, но тем не менее благодаря вмешательству руководителя республики процесс пошел, в Нерюнгри наконец вырастают новые дома.
Завершая тему строительства, необходимо отметить такую деталь. Подводя итоги минувшего года и говоря о планах на грядущий, глава Минстроя республики Сергей Дереповский в январе сообщил, что одной из серьезных проблем отрасли является нехватка кадров. Речь идет как о специалистах, которых готовят в 16 учебных заведениях республики, так и о разнорабочих, нехватка которых оценивается примерно в 30 тыс. человек. В принципе это может говорить о том, что в строительной отрасли произошел столь резкий рост, что имевшихся кадров стало не хватать, о чем говорят и цифры — объемы ввода жилья в 2013 году превысили показатели 2012-го на 13,9% и продолжат расти в этом. А если есть работа и вакансии, значит, найдутся и работники.
Вторичные, но все равно новые
Теперь о втором инструменте реализации программы — выкупе жилья на вторичном рынке. В 2013 году почти сто семей из «авариек» Нерюнгри справили новоселье именно с помощью этого механизма. Вручение ключей первым переселенцам совпало с празднованием профессионального праздника угольщиков, который в Нерюнгринском районе не уступает по своему значению Новому году или Первомаю. В этом году в Нерюнгри на вторичном рынке для переселенцев будет приобретено свыше 200 квартир.
Не менее активно идет этот процесс и в других поселениях района. До конца года в Беркаките будет приобретено 74 квартиры. В Чульмане в прошлом году 24 семьи отпраздновали новоселье по этой программе, в этом их будет столько же. В поселке Серебряный Бор годовой план составляет 136 квартир.
Что примечательно, в программе активно задействованы общественные советы, районный и городской Нерюнгринский, которые были созданы по инициативе Егора Борисова. Изначально нацеленные на контроль за ЖКХ, общественники расширили сферу деятельности. В программе переселения они, с одной стороны, оказывают консультационную поддержку переселенцам, разъясняют трудные вопросы. С другой, контролируют процесс оформления документов в муниципалитетах, очередность предоставления жилья и соответствие его всем нормативам. Что немаловажно, именно общественные советы способны разобраться в каждом индивидуальном случае и выявить подводные камни, которые могут быть невидимы из муниципальных администраций. Успех реализации программы переселения, как и множества других программ, во многом зависит от активности общественных советов.