Вакансия | Дата | Требования | Контакты |
5 ноября в Москве Егор Борисов провел совещание по вопросам развития транспортного узла в поселке Нижний Бестях.
Основную информацию представил министр транспорта республики Семен Винокуров.
Напомним, что в конце августа текущего года участок железнодорожной линии Томмот – Нижний Бестях (439 км) был сдан во временную эксплуатацию. В настоящее время генеральным подрядчиком ЗАО «Инжтрансстрой» ведутся работы по завершению его строительства и доведению до норм постоянной эксплуатации в 2015 году.
В связи с этим на первый план выходит проблема создания в Нижнем Бестяхе необходимой инфраструктурно-обустроенной территории для обеспечения полноценной и рентабельной работы железной дороги.
Согласно поручению главы республики Егора Борисова, в декабре прошлого года была создана компания «Транспортно-логистический центр РС(Я)» (ТЛЦ), которая сегодня занимается строительством первой очереди транспортно-логистического центра. Речь идет о строительстве подъездных, погрузо-выгрузочных и маневровых железнодорожных путей, открытых площадок для грузовых операций, энергоснабжении объектов нового транспортного узла. Также ведутся работы по возведению в районе станции Нижний Бестях прирельсового склада нефтепродуктов ОАО «Саханефтегазсбыт» и ОАО НК «Туймаада-Нефть» и подъездной автодороги к этому складу.
Между тем, на прошедшем совещании была представлена альтернативная концепция по созданию промышленно-логистического кластера «Якутский индустриальный парк», разработанная специалистами Волжской государственной академии водного транспорта совместно с ОАО «Ленское объединенное речное пароходство».
Суть концепции заключается в обустройстве близ станции «Правая Лена» целого ряда промышленных и сервисных предприятий, а также перевалочного речного порта мощностью до 20 млн. тонн грузов в год. Презентовавший концепцию доцент кафедры Управления транспортом Волжской государственной академии водного транспорта Сергей Железнов подчеркнул, что сырьевые ресурсы центральной Якутии располагают к созданию на правом берегу Лены производств по выпуску облагороженного угля, топливных брикетов, различных стройматериалов (зольный кирпич, шлакоблоки, смеси, сэндвич-панели, железобетонные плиты), металлических изделий на основе переработки металлолома, пиломатериалов, цветных металлов и т.д.
Концепцию предлагается превратить в проект и реализовать на основе механизмов государственно-частного партнерства с привлечением средств «Внешэкономбанка». Заявленный разработчиками срок окупаемости такого проекта может составить от 10 до 13 лет, в зависимости от экономической конъюнктуры.
В качестве ожидаемых результатов реализации проекта называются развитие Якутской городской агломерации и появление полноценного города-спутника, создание свыше 7 тысяч рабочих мест, оптимизация товародвижения путем переключения грузопотоков с порта Осетрово на перевалочный пункт кластера, рост грузооборота, а главное максимальная загрузка железной дороги БАМ – Нижний Бестях.
Как заявил на совещании главный инженер ОАО «Железные дороги Якутии» Александр Курчатов, после ввода транспортного терминала в Нижнем Бестяхе в постоянную эксплуатацию расходы на содержание железной дороги возрастут, а значит нужно стремиться к максимально возможным объемам перевозки грузов по магистрали.
Также за создание индустриально-логистического кластера на правом берегу Лены высказался первый заместитель гендиректора ОАО «ЛОРП» Сергей Игнатенко. Свои доводы он подкрепил тем, что соседство железной дороги и речного порта позволит в будущем организовать в Нижнем Бестяхе модернизированный судостроительный завод.
Однако далеко не все участники совещания однозначно поддержали предлагаемую концепцию. В частности, генеральный директор ОАО «Еловское-Трансстрой» Александр Дудников выразил свои сомнения по поводу целесообразности возведения речного порта, поскольку перевозки по реке имеют лишь сезонный характер. Кроме того, Дудников уверен, что берегоукрепление и строительство причальной набережной окажется чрезвычайно затратным.
Председатель Совета директоров ОАО «Транспортно-логистический центр» Александр Аммосов был еще более категоричен. Он дал понять, что идея с индустриальным кластером дублирует уже начатую его предприятием работу.
По мнению Аммосова, острой необходимости строить речной порт нет, а свободные площади для размещения производственных объектов уже имеются в распоряжении компании ТЛЦ.
В поддержку развития проекта ТЛЦ выступил также генеральный директор ОАО «РИК» Петр Алексеев, назвав его более реальным и привлекательным, в том числе с точки зрения участия инвесторов.
В ходе совещания несколько раз упоминался и крупнейший в стране контейнерный оператор – компания «ТрансКонтейнер», которая заинтересована в создании своего перевалочного пункта в Нижнем Бестяхе.
Председатель Правительства РС(Я) Галина Данчикова при обсуждении заняла нейтральную позицию. Она считает, что идея создания промышленного кластера в целом неплохая, но требует дополнительной проработки, в том числе с учетом уже имеющихся проектов. Также премьер-министр уверена, что строительство речного порта на правом берегу может быть оправдано только в случае отказа от возведения мостового перехода через Лену.
Подводя итоги совещания, глава республики сделал вывод, что пока все потенциальные участники формирования транспортно-логистического узла в Нижнем Бестяхе руководствуются лишь решением своих узких задач, тогда как в данном случае нужен комплексный подход.
Исходя из этого, он поручил еще раз просчитать все варианты, объемы, при необходимости создать консорциум, и к концу января разработать и представить на рассмотрение новый объединенный проект, чтобы далее принимать решение по привлечению инвестиций.
«Нижний Бестях уже определен городом-спутником Якутска. Минтранс занимается подготовкой концепции создания кратчайшего транспортного коридора из Азии в Европу через Севморпуть. Если мы не создадим в Нижнем Бестяхе производства, то нет смысла вообще вести дальнейший разговор», - сказал Егор Борисов.
Источник: news.ykt.ru